НЬЮ-ФОЛК ИЗ РЫБИНСКА

Октябрь 10, 2001
журнал "Не зевай"

НЬЮ-ФОЛК ИЗ РЫБИНСКА

Первое знакомство с "Разнотравием" у нас произошло 2 года назад в Рыбинске. То что ребята играли, звучало по меньшей мере занимательно. Поражала самоуверенность бывших рокеров, убежденных в исключительности своих музыкальных опытов, потому-де, что именно они знают (заметьте - ЗНАЮТ!) что такое дух Древней Руси. И к этому: "Разнотравие" - это не просто музыкальный коллектив, а носители самобытной субкультры, уходящей своими корнями очень глубоко. Вся эта высокопарность, как выяснилось, не имеет под собой никакой в привычном понимании базы - никто из разнотравцев не был ни историком, ни культурологом, ни искусствоведом. Согласитесь, нормальному человеку трудно не впасть в такой ситуации в сомнение и скепсис. С другой стороны, люди ведь делом увлечены, музыку играют, ищут, работают, не американцам подражают, а Своим Русским интересуются, и, кстати, весьма приятны в общении - ироничные, не глупые.

Теоретиков в искусстве обычно не любят, нередко их измышления отдают претенциозной плесенью, жутким ханжеством и снобизмом. Воспоминания об общении с "Разнотравием" были достаточно яркими. Спустя время, после неоднократного прослушивания записей группы создалось впечатление, что композиции эти не только оригинальны, но и, по субъективному наитию, ближе к "русскому", нежели многое из того, что предлагают вниманию многочисленные якобы фольклорные коллективы. В аранжировках "Разнотравия" - интересная ритмика, полифония, гармония. Вокал своеобразен. И что самое главное - ПОДАЧА - этакая самозабвенная и энергетически мощная. Все это именно по духу весьма близко к подлинной русской музыке, если так вообще можно выразиться. Первое раздражение сменилось интересом. Что выдадут интуиты из "Разнотравия" через год, два? На самом ли деле все так серьезно, или это временное увлечение?

Год назад к "Разнотравию" примкнул известный рыбинский музыкант, мульти-инструменталист Митя Кузнецов, долгое время работавший в группе "Седьмая вода". Судьба у Мити интересная. Достаточно сказать, что он в общей сложности почти год жил в Бельгии и Америке и сотрудничал с бельгийским кинорежиссером Мишелем Драшусовым. В это время Митя сочинял музыку для фильмов и сказок и записывал ее на студии в Брюсселе. В Рыбинск Митя вернулся, как говорят, "другим человеком", вдохнувшим западной свободы, получившим важные профессиональные навыки и знания.

"...Я работал над собственными проектами, - говорит Митя Кузнецов, - и в какой-то момент мне показалось, что "Разнотравие" та группа, с которой мне было бы полезно посотрудничать. Я вообще ощущал в то время интерес объединения с кем-то близким мне по духу. Дело достаточно обычное. Наше объединение произошло естественным образом".

Результатом сотрудничества "Разнотравия" и Мити Кузнецова стал компакт-диск с тревожным названием "Каторга". Большинство песен альбома написано Михаилом Посадским, основным вокалистом группы. Есть песни гитариста "Разнотравия" Вячеслава Каменкова и бас-гитариста Валерия Ершова. Митя Кузнецов же выступил в роли продюсера, звукорежиссера и исполнителя на большинстве народных инструментов. Благодаря усилиям Мити, аранжировки песен получились более искусными, профессиональными.

М. Кузнецов: "Я не стал бы ни преувеличивать, ни приуменьшать своей роли в записи альбома "Разнотравия". Идея принадлежит разнотравцам, а разработкой самой концепции альбома "Каторга" мы уже занимались совместно Я скорее просто профессионально выполнил свою работу. Возможно я выступил неким диктатором в процессе звукозаписи и создания конечного продукта. Добиваясь предельной выразительности в исполнении музыкантами своих партий, я желал, чтобы задумка альбома была ясна слушателям, как говорят - "ложилась на ухо". От технического воплощения очень зависит общий результат".

Диском "Разнотравия" заинтересовались московские журналисты. У группы появился московский директор - небезызвестный в журналистских кругах столицы Дмитрий Урюпин. "Разнотравию" было предложено дать серию концертов в московских клубах. После успешного выступления разнотравцев и выхода компакт-диска, появились весьма лестные рецензии на альбом во всех крупных музыкальных изданиях России, таких как: "FUZZ", "Play", "Stereo &Video", "Hi-Fi & Music", "Ровесник" и т.п. . В первую очередь отмечались новизна, самобытность песен, убедительное исполнение и качество записи.

М. Кузнецов: "Несмотря на название, альбом воспринимается публикой достаточно легко, потому что в нем больше музыки светлой. Здесь "Каторга" означает не всовсем то, что люди привыкли отождествлять с этим понятием. В контексте альбома, это определенное состояние, в которое каждый из нас ввергает себя по собтвенной воле, забывая или не желая знать зачем он пришел в этот мир. Знаю, что многие остаются озадаченными, когда читают такое страшноватое название, а слышат вполне лиричные и светлые песни… Контраст этот здесь не случайный!…А вообще, выпуском альбома "Разнотравия" дело не закончилось, а переросло в большой совместный театрализованный проект."

Концерт-спектакль "Разнотравие и Митя Кузнецов" в полутора-тысячном зале клубного комплекса "Авиатор" г.Рыбинска, где по сути состоялась презентация альбома, рыбинцы восприняли как одно из самых грандиозных шоу, проводимых когда либо в городе. Это событие интенсивно обсуждалось более месяца.

М. Кузнецов: "В процессе работы с Разнотравцами я вдруг понял, что настал, наконец, момент для реализации моей давнишней идеи создать настоящее шоу на базе фолк-музыки с оригинальными декорациями и выстроить музыкальную программу как спектакль. Я предложил "Разнотравию" исполнить совместно мою сольную программу, которая в основном построена из старинных русских песен. Идея заключалась в соединении несоединимого. Две программы, по сути и содержанию абсолютно разные, создали единую цельную и глубокую атмосферу. Я привлек к сотрудничеству замечательного рыбинского художника Павла Гаврилова, и эта работа принесла лично мне много откровений. Акустический образ обрел для меня вполне материальную визуальную среду, в которой я мог находиться уже не только мысленно. 
Я был бы рад, если бы следующий альбом у нас получился проще по музыке, был бы еще более доступным для восприятия Случится ли это? Я пока сказать не готов. Впереди - ждет работа.
Сейчас мы намерены выступать с концертами в Ярославле, в Москве. А дальше видно будет."

Спустя 2 года разнотравцы утратили высокопарность в словах, зато записали свой первый настоящий альбом. Дела лучше слов. Процесс идет…

Владимир Болонкин (из интервью Ярославскому журналу "Не зевай", октябрь 2001 г. )