Под гусли и свирель во дивный Китеж-град

Октябрь 10, 2005
газета "Анфас"

Под гусли и свирель во дивный Китеж-град

отправились хорошо известные в России и за её пределами гусляр-самородок, запорожский певец-пилигрим Егор Стрельников и фолк-музыкант из Рыбинска Митя Кузнецов. Результатом воображаемого путешествия стал их первый совместный альбом «Яко по морю», созданный по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского. Записан альбом на студии «Этно-Кузня», увидел свет в сентябре этого года.
Всё ещё идут по земле пилигримы. Как сотни лет назад. Скромно радуясь Воскресению Божьему и великим его чудесам. Делясь этой детской радостью со всяким встречным. 
Егор Стрельников – выходец с Украины. Его предки по отцу – из запорожских казаков, по матери - из сибиряков. С юности сердце Егора потянулось к русским и украинским народным инструментам. После ратной службы мечтал пожить в Питере, академическим образом осваивая классическую гитару. Но судьба определила Егору, вместо музыкального училища, прибыть туристом в Великий Новгород. Там он впервые услышал ансамбль гусляров. Голос древнего инструмента его столь очаровал, что путь дальнейший сложился сам собой. Егор стал основательно учиться игре на гуслях – сначала в Новгороде – в культпросветучилище, институте культуры и консерватории, потом – во Пскове – в музыкальном училище. Осваивал разные гусельные школы. Уже первые концерты, состоявшиеся около 15 лет назад, показали его как редкого инструменталиста. Стихия живых струн гуслей, их волшебство и многотембровая глубина, жажда овладеть всеми тонкостями и приёмами игры привела Егора Стрельникова к знаменитому в России мастеру Дмитрию Локшину. У него в течение 5 лет Егор брал мастер-классы. В 1993 г. ему довелось познакомиться ещё с одним из наиболее выдающихся музыкантов нашего времени гитаристом Иваном Смирновым. В результате этого общения Егор Стрельников отошёл от академизма и дал волю импровизации и сочинительскому дару. Палитра его творчества существенно обогатилась с того момента, когда он начал исполнять духовные песнопения и былины Древней Руси. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. Егор с успехом участвовал в конкурсе звонарей, получив диплом профессионала. Вскоре стал звонарём московского Свято-Данилова монастыря. В этом нелёгком мастерстве Егор Стрельников постоянно совершенствуется, несмотря на то, что жизнь его далека от оседлости. В последнее время он регулярно звонит на колокольне Николо-Сольбенского монастыря, что в Переславском районе Ярославской области....Уже многие годы музыкант активно участвует в фестивалях духовной и традиционной музыки. В феврале 2005 года в составе русской культурной миссии Егор посетил Сербию. Результатом этого братского сближения двух православных народов стал концерт «Русские за детей Косово». Сегодня гусляр-инструменталист Егор Стрельников – одна из интересных и уважаемых фигур в сфере исполнителей народной музыки. 
Митя Кузнецов родился и по сей день здравствует в Рыбинске. При этом много работает как музыкант – в своём отечестве и за рубежом. Был участником многих международных фестивалей. Имя его широко известно в мире фолк-музыки. Митя много лет работал в фолк-группе «Седьмая вода». Был создателем совместного фолк-проекта с группой «Разнотравие». Записал несколько сольных альбомов с народной музыкой и русскими народными сказками. Сфера музыкального творчества Мити Кузнецова распространяется не только на русскую, но и на всю мировую традиционную музыкальную культуру, о чем говорит его постоянное сотрудничество с европейскими кинорежиссёрами. Им записана и уже издана оригинальная музыка к документальным фильмам о культуре и природе Америки, Китая, Шотландии и др. В работе на сегодня находятся ещё несколько проектов. Выпускает музыку к фильмам бельгийская издательская фирма MDC, с которой Митя сотрудничает на протяжении десяти лет.
В альбоме «Яко по морю» дарования обоих музыкантов раскрылись по-особому. Идеи, творческие находки Егора в аранжировке Мити обрели полнокровное звучание, глубину и непреднамеренную лёгкость. Удивительную красоту, свойственную былинному стиху, наполненному дуновением степного ветра, запахом воды и сочных трав. Каждая страница этого 12-главного акустического, за исключением баса, путешествия – с прологом и эпилогом - становится этапом постижения мира. Будто случайным, но как-то исподволь набрасывающим рисунок дальнейшего движения вперёд...
Ой, послушайте, вы, братцы, песню вольную про чудный Китеж-град. Сотни лет хранит он тайну дивную. В синем озере мерцают купола церквей. Звон с небес скользит над водами. Вдаль бегущими хрустальной поступью...Вступление инструментально по исполнению. Но эпично-песенно по духу.
Пошли добры-молодцы по морю и видят: «В океян-мере камень лежит. На каменю церква стоит. В той церкви - престол. На нём книга лежит. Читают её три ангела, два архангела. Пред ними - Мать Мария...» («Окиян-море» - сохранившийся до наших дней духовный стих некрасовских казаков – о страдании Христовом и его светлом Воскресении.) 
Долог-труден путь к Китеж-граду. Много добрых людей повстречать пришлось. Самый славный из них – старой казак Илья Муромец: «...Он ещё стоял за Россеюшку, Святую Русь. Да ещё за тех да сироток, малых деточек. Он ещё стоял за веру да православную...» «Илья (Муромец и разбойники» – фрагмент былины о святом воине.) Привела дорожка самоезжая удальцов в стольный Киев-град. А там пир горой у князя у Владимира....
Долго были молодцы у князя. Пили-ели, прохлаждалися. Да беседу вели о житье-бытье. И пришёл черёд Рождества Христова: «Нова радость настала. Яко не бывала. Над вертепом звезда ясна светом воссияла...» («Нова радость настала» - рождественская колядка). А следом и масленицы...
И пошли они вновь путь-дорогою. Гладь, над озером купола блестят. Это Божьи храмы града Китежа.
По древнему преданию, был в некогда древнерусском государстве город по названию Великий Китеж – там, где Керженец впадает в Волгу, где Макарьевский монастырь. (Caмo cлoвo «китeж» мapийcкoго происхождения. Ознaчaeт «пpишeлeц», «бpoдягa».) Стоял он на берегу глубокого светлого озера Светлояр, среди дремучих лесов и чистых, прозрачных рек. Жили в нем в мире и согласии добрые и приветливые русские люди-християне. Но вот пришли в те края непобедимые полчища Батыя, и в страшном бою пала дружина Великого Китежа. Подступил враг к самым стенам города. Жители укрылись в храмах и стали молиться Богу. Свершилось чудо. Город окутался светлым, золотистым туманом. Cами по себе, тихо загудели, заблаговестили колокола, предвещая избавление. Господь спас город, погрузив его на дно озера. Когда наступило утро и первые лучи восходящего солнца скользнули по водной глади и озарили озеро, враги увидели на месте города пустой берег. Под ним в озере было видно отражение стольного града Великого Китежа. В удивлении смотрели враги на отражение невидимого города. Забыв обо всем, они в ужасе бежали от страшного места. 
Славный Китеж не погиб – он существует и поныне. У одного из летописцев сказано: «…Ащё кто нераздвоенным умом и несумненною верою обещается и пойдёт к невидимому граду тому, не поведав ни отцу с матерью, ни сестрам с братьями, ни всему своему роду-племени, - таковому человеку откроет Господь град Китеж и святых в нём пребывающих...»
Молятся те святые за отечество, за землю Русскую, много кровью политую. Честных богатырей к себе принявшую. Немало видали их добры-молодцы: «Как по морюшку, морю синему, как плыло два кораблика...» (поминальный духовный стих).
Славу тем богатырям на гуслях сыграли, на гуслях-то на яровчатых. («Ехали бояре» - Новгородская свадебная)
И поехали молодцы в родну сторону «через поля широкая, через моря глыбокая. А там ангелы мосты мостят. Золотым гвоздём прибивают.» («Через поля» – духовный стих Гомельской губернии)
Как гласит былина: «То старина, то и деяние»
Идея свести двух музыкантов для совместного творчества принадлежит директору Егора Стрельникова Юрию Ржанову. Сами же музыканты о работе над альбомом говорят так:
- М.К. Из огромного количества исполняемых Егором песен было отобрано несколько наиболее соответствующих идее и теме альбома. У нас был интерес показать гусли со всех сторон: то, как они звучат в среде народной музыки, в разных ее песенных традициях и то, как глубоко и очень современно могут они звучать сольно. Отрадно то, что Егор широко владеет инструментом и не боится эксперементировать со звукоизвлечением на гуслях.. Мне особенно было интересно поработать с былинами. Редко, кто решается сегодня исполнять их так, чтобы они были понятны, доходчивы и музыкально интересны современному человеку...
- Е.С. В альбоме мы с Митей постарались освежить дух былин, старинных сказаний, духовных стихов, озвучить вновь величавые образы... Мне захотелось вновь обратиться к преданию древней Руси о граде Китеже, его славной и чудесной судьбе. История града излагается в 7-й «главе» нашего «повествования»: 7 – число сакральное, библейское.... Инструментальные пролог, эпилог и 2 части «Града Китежа» создавались на протяжении не одного года, но законченную форму обрели в момент студийной работы над альбомом… Надеюсь, со временем написать 3-ю.. Гусляры сейчас делают большое дело – вновь пытаются соединять игру на гуслях с пением, что было традиционно во времена крещения Руси... Мы же, по сути, приобщились к возрождению старой традиции игры на гуслях, но расширили их диапазон за счет созвучия с другими живыми инструментами…
В музыкальном «сказании» «Яко по морю» Егор Стрельников поёт, играет на гуслях и колёсной лире. Митя Кузнецов также поёт. Свирель, жалейка, окарина, колёсная лира, мандолина, бубен, барабан, уду, ложки, бубенцы, варган и бас, на которых он играет, придают звуковой палитре альбома богатство и подлинную аутентичность. Присутствует дополнительный голос Анны Кузнецовой. Кроме того, Митя Кузнецов является продюсером и звукорежиссёром проекта. Им сделаны аранжировки и дизайн альбома. Оформление выполнено художником из Рыбинска Павлом Гавриловым. Исполнительным продюсером альбома выступил Юрий Ржанов… Ознакомиться с песнями из альбома можно на сайте «Этно-Кузня» www.kuznya.ru .
«Яко по морю» стал первым этапом воплощения в жизнь масштабного проекта православного содержания, в котором участвуют творческие деятели из разных мест России. Однако время подробностей – впереди...

Лиана Гаврилова (источник - газета "Анфас", N 40 - 05/10/2005)